Системные расстанов...
 
Уведомления
Очистить все

Инфо [Закрыто] Системные расстановки по Берту Хелленгеру


archsoul
(@archsoul)
Illustrious Member Admin Мастер
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 2263
Topic starter  

Системные расстановки по Берту Хелленгеру – это метод краткосрочной групповой психотерапии.

Концепция семейной системы Хеллингера

Привлек общественное внимание к методу системных семейных расстановок в конце 80-х годов 20-го века немецкий психотерапевт Берт Хеллингер. Расстановки как метод психотерапевтического воздействия, однако, использовались и до него: например, в рамках психодрамы и песочной терапии.

Несмотря на это, расстановки по Хеллингеру все-таки существенно отличаются от других психотерапевтических практик: в основном это касается идей, на которых основывается его метод, в частности концепции морфогенетического поля.

Морфогенетическое поле и поля сознания

Метод расстановок Хеллингера называется системным и семейным, т.к. в его основе лежит понятие морфогенетического поля, используемое в естественно-научных кругах. Впервые гипотезу о существовании внутриклеточной информации независимо друг от друга выдвинули советский биолог Александр Гурвич и австрийский исследователь Пьер Вейс, однако развили ее другие ученые, в частности британский биохимик, физиолог растений и парапсихолог Руперт Шелдрейк.

В кратком виде концепцию морфологического поля можно представить следующими тезисами:

  • каждая отдельная клетка организма имеет свое индивидуальное морфогенетическое поле, заключающее информацию обо всем организме в целом;
  • эти отдельные поля клеток вместе образуют единое морфогенетическое поле организма;
  • единое морфогенетическое поле осуществляет управление как над каждой отдельной клеткой, так и над всем организмом в целом [Р. Шелдрейк, 2005].

Советский математик и философ Василий Васильевич Налимов на основе идеи морфологического поля создал концепцию полей сознания, идеи которой очень близки широко известной теории коллективного бессознательного Карла Густава Юнга. В ходе изучения измененных состояний сознания человека и способов их достижения (медитации, психоделических средств и т.д.) Налимов пришел к выводу, что образное мышление обусловлено наличием в пространстве информации, которую человек воспринимает посредством своего тела, т.е. мы как бы подключаемся к потокам образов с помощью своих биологических структур, а не генерируем их изнутри [В. Налимов, 1979].

Несмотря на тот факт, что обе вышеупомянутые концепции являются логичными, они могут получить и достаточного научного подтверждения и считаться объективными. И данное обстоятельство не помешало Хеллингеру использовать их в качестве основы для своих идей.

Роль семейной системы в жизни человека

Следуя концепции морфогенетического поля, Хеллингер пришел к выводу, что поскольку семья является открытой живой системой, она также имеет единое поле, в котором содержится информация о всей семье, а в сознании каждого отдельного члена семьи заключена информация обо всех других ее членах, представленная в «образе семьи», заключенном в бессознательном.

Согласно Хеллингеру, любая семейная система подчиняется трем законам, которые он назвал Порядками Любви:

  1. Закон Принадлежности: каждый член семьи имеет равное право на принадлежность к ней, т.е. любой его жизненный опыт, каким бы он ни был, не может являться причиной исключения человека из семьи.
  2. Закон Иерархии: у каждого члена семьи есть свое место в системе иерархии семьи, которая строится согласно принципу: кто пришел в систему раньше, тот стоит выше других. Таким образом, родители стоят выше детей, старшие дети имеют приоритет перед младшими и т.д.
  3. Закон баланса между «брать» и «давать»: если один из членов семьи что-то дает другому, тот должен отдать равноценное взамен. Это не относится лишь к дару жизни, т.к. дети не могут (и не должны) отдавать своим родителям жизнь взамен: они могут только передать ее дальше – своим детям [Б. Хеллингер, 2003].

Нарушение этих законов ведет к нарушению равновесия в семье, что приводит к ухудшению состояния, самочувствия и качества жизни ее членов, поэтому целью системных семейных расстановок является возврат к равновесию путем системного анализа семьи и устранению причин возникновения проблемных ситуаций.

Таким образом, в основе классического метода системных семейных расстановок лежит идея о том, что текущие проблемы в жизни человека связаны не с его личным жизненным опытом, а с общим опытом его семьи, который влияет на каждого ее члена.

Поскольку все члены семьи связаны единым морфологическим полем, содержащим информацию обо всем, происходящим с ними за все время существования рода, отвергнутый жизненный опыт одного ее члена обязательно будет воспроизводиться снова, чтобы включиться в систему семьи, до тех пор, пока проблема не будет разрешена.

Такой феномен в рамках теории Хеллингера получил название «семейной совести», из-за которой невиновный страдает от того, что жизненный опыт кого-то из его предков был отвергнут в прошлом. Сама же взаимосвязь человека с членами его семьи называется переплетением, разрешение которого и является целью расстановки [Б. Хеллингер, 2007].

Приведем пример: если бабушка Ивана когда-то сделала аборт, из-за чего ее мать выгнала ее из дома и не простила до конца своей жизни, то дочь Ивана может также сделать аборт, поскольку ей уготовлено пережить опыт своей прабабушки вместо нее, т.е. семье Ивана необходимо принять тот факт, что их дочь сделала аборт, – только так опыт будет включен в морфологическое поле семьи.

Хеллингер выделил две основные причины отвержения жизненного опыта, в результате которого возникают переплетения:

  • Неприятие своего жизненного опыта самим человеком. Происходит тогда, когда жизненный опыт приносит человеку невыносимую эмоциональную боль, а единственным способом справиться с ним является его вытеснение из сознания. Сюда относятся серьезные потери, болезни, опыт войны и т.д.
  • Неприятие жизненного опыта человека его семьей. Здесь происходит другое – человек может принять свой жизненный опыт, каким бы он ни был, а вот его семья этого сделать не в состоянии. По каким-либо моральным или нравственным соображениям вся семья или отдельный ее член не принимает человека и его опыт, тем самым исключая его из семьи. Важно отметить, что сюда относится не только негативный опыт, но и простое отхождение человека от принятых в семье обычаев: например, неприятие нетрадиционной сексуальной ориентации, иного образа жизни, мышления и т.д. [Б. Хеллингер, 2007].

Таким образом, проблемная ситуация прямым образом связана с нарушением одного или нескольких Порядков Любви в семейной системе, в результате которого возникло переплетение – именно так считал Берт Хеллингер. Расстановки, которые он создал, помогают не только выявить это нарушение, но и устранить его, разрешив переплетение и освободив клиента от его негативных последствий.

Классические расстановки по Хеллингеру

Классические расстановки Хеллингера являются сугубо психотерапевтическим методом, в основе которого лежат идеи нескольких широко известных психологов и психотерапевтов и их практик: Эрика Берна, Курта Левина, Милона Эриксона, Вирджинии Сатир, Френка Фарелли и других.

Сфера применения расстановок включает в себя все случаи, когда человека преследует череда неудач, не имеющих под собой никакой объективной почвы. Например, когда человек:

  • не может сохранить ни одни романтические отношения, хотя он умеет их строить;
  • постоянно теряет деньги, хотя умеет распоряжаться своим бюджетом;
  • всегда одинок, хотя тянется к людям и умеет правильно коммуницировать с людьми;
  • все время болеет, хотя медицинские обследования показывают, что он полностью здоров, и т.д.

Метод классических системных семейных расстановок помогает человеку разрешить свою текущую проблемную ситуацию путем осознания незавершенных процессов в семейной системе путем перевода из бессознательного в сознание и переживания отвергнутого в прошлом опыта в настоящем времени. В процессе расстановки происходит трансформация – замена старого негативного жизненного опыта, являющегося источником текущих проблем клиента, на новый, способный наладить его жизнь.

В основе метода расстановок по Хеллингеру лежит феномен заместительского восприятия, заключающийся в том, что при расстановке заместитель настолько вживается в свою роль, что несмотря на то, что он не просто лично не знаком с членом семьи, прототипом которого он является, и не имеет о нем вообще никаких сведений, он буквально начинает «ощущать себя в его шкуре» и сливается со своим «персонажем».

Данный феномен не нашел объяснения с точки зрения науки, однако правильность данных, полученных в результате заместительского восприятия, неоднократно подтверждалась на практике, поэтому психологи-расстановщики доверяют им. Благодаря феномену заместительского восприятия расстановки по Хеллингеру помогают выявить гораздо более глубинные факторы, влияющие на проблемную ситуацию клиента, т.е. выйти за рамки его сознания и погрузиться в мир невербальных сигналов, что позволяет использовать психотерапевтические возможности, недоступные другим аналогичным практикам. Именно так расстановки по Хеллингеру позволяют искусственным образом внедриться в саму семейную систему и проработать проблему изнутри.

Однако нужно отметить два важных момента:

  • Во-первых, сама трансформация может длиться и после завершения сеанса расстановок: иногда переплетение разрешается в течение нескольких минут, непосредственно в самом процессе расстановки, а иногда на это требуется гораздо больше времени, порой даже несколько лет.
  • Во-вторых, метод классических системных семейных расстановок не может давать стопроцентных результатов разрешения проблем, поскольку иногда первичная история выходит в расстановке лишь в незначительной степени, это зависит от готовности клиента принять информацию, содержащуюся в его бессознательном, способностей заместителей к заместительскому восприятию и воспроизведению информации, полученной в его результате, а также от квалификации психолога-расстановщика. Именно по этой причине провести расстановки по Хеллингеру самостоятельно невозможно [Е. Веселаго, 2011].

Системные расстановки Хеллингера нацелены на избавление клиента от проблем путем наблюдения за взаимодействием отдельных элементов его семьи. Процесс проведения классических системных семейных расстановок по Хеллингеру можно представить в следующем виде:

  1. Группа людей, участники которой располагаются по кругу, расставляет проблемную ситуацию клиента в пространстве.
  2. Каждый участник получает роль одного из членов семьи и становится его заместителем.
  3. Психолог-расстановщик или непосредственно сам клиент расставляет заместителей в пространстве, определяя место, предназначенное тому или иному заместителю, исходя из собственного телесного ощущения.
  4. Заместители получают информацию о членах семьи, в роль которых они вживаются, из того самого морфогенетического поля, которое транслирует им чувства и ощущения. Они говорят о причинах своих действий, которые оказали негативное воздействие на других членов семьи, т.е. объясняют, почему причинили им боль на самом деле.
  5. После первичной расстановки заместителей начинается непосредственно сам процесс трансформации. Заместители получают разрешение двигаться в пространстве, выражая те мысли и чувства, которые возникли у них в результате заместительского восприятия, и взаимодействуя между собой.
  6. За взаимодействием заместителей тщательно наблюдают все участники процесса: клиент, психолог-расстановщик и остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в расстановке, а играющие роль сторонних наблюдателей. Расстановки являются феноменологическим методом, т.е. не предполагают осуждения, они лишь помогают клиенту проявить неосознаваемый жизненный опыт и пережить его.
  7. Психолог-расстановщик оказывает воздействие на клиента и заместителей: с одной стороны, он использует технологические приемы, способствующие более детальному раскрытию сложившейся ситуации, с другой, помогает клиенту ассимилировать полученный опыт.
  8. Среднее время расстановок зависит от их вида и сложности проблемной ситуации и варьируется от 15 минут до полутора часов [Е. Веселаго, 2011].

Таким образом, расстановки помогают человеку вывести информацию из коллективного бессознательного в сферу сознания и убрать из своего психического опыта те факторы, которые мешают ему жить полноценной жизнью и быть счастливыми, что не предполагается в других современных методах психотерапии, которые предлагают лишь изучение проблемы со стороны.

Таковы основные особенности классического метода расстановок по Хеллингеру. Однако с момента возникновения и проведения первых практик метод системных семейных расстановок существенно видоизменился, постепенно переходя не только к новым технологиям проведения, но и к совершенно новой философии.

Новые семейные расстановки или «Движения Духа»

Первым шагом на пути трансформации метода Хеллингера являлась его работа, в рамках которой классические системные расстановки были рассмотрены в контексте рода, народа, государства и т.д. Такой подход во многом обогатил его концепцию и позволил выявить динамики на уровне более широких социальных систем и осознать причины трагических исторических событий. В результате расстановок такого рода заместители агрессоров неоднократно сообщали о том, что их вела какая-то неведомая сила, исходящая прямо из глубины души, которой они не могли оказать сопротивление. Именно поэтому эта работа Хеллингера получила название «Движение души».

Пытаясь объяснить данный феномен, Хеллингер все дальше отходил от психологии и видел в себе философа, в результате чего он выдвинул свою концепцию прикладной философии, в которой изменил христианской традиции и заявил, что Зло и Добро равнозначны, и оба возникают по замыслу Духа (Бога). Более того, именно Бог заставляет людей совершать преступления, в том числе и мирового масштаба (Хеллингер упоминал Гитлера и Сталина) [М. Бурняшев, 2012].

Дальнейшее развитие концепции морфогенетических полей привело к тому, что Хеллингер начал считать, что истинная трансформация возможна только в случае изменения сознания до уровня «максимальной открытости», а информация, приходящая из поля, является опытом, доступным лишь узкому кругу, к которому другие члены общества попросту не готовы ввиду своего низкого уровня духовного развития.

Трансформация идей Хеллингера привела к массовой критике его подхода в Германии, а Немецкая ассоциация расстановок даже исключила его имя из своего названия, сочтя его новый метод не только сомнительным, но и опасным.

Порвав с Международным расстановочным сообществом, Хеллингер начал практиковать свои новые системные расстановки только с теми, кто был готов разделить этот особый опыт, и переименовал их из классических в духовные. Он перестал использовать в своей работе изучение причинно-следственных связей и искать «правильное решение» проблемной ситуации, а его основным методом работы стала практика «Движения Духа», в рамках которой клиент осуществляет запрос к Духу, который знает решение его проблемы, однако не дает точного ответа, поэтому цель практики состоит в том, чтобы отдаться Движению Духа и получить трансформационный опыт в результате процессов, очень похожих на молитву или медитацию [Е. Веселаго, 2011].

Теперь, когда мы подробно рассказали вам про расстановки по Хеллингеру, отзывы о них и их критика помогут вам сделать правильный вывод о том, использовать данный метод или нет.

Критика методов Хеллингера

Отзывы о расстановках по Хеллингеру совершенно неоднозначны: одни люди говорят о том, что с помощью расстановок им действительно удается избавиться от своих проблем, другие испытывают после них ощущение, близкое к эйфории, третьи считают эту практику пустой тратой времени и денег, а четвертые и вовсе уверяют, что после расстановок обрели еще более существенные проблемы.

Чтобы понять, почему так происходит, необходимо ознакомиться с критикой методов Хеллингера, которая всецело объясняет истинные причины такого расхождения во мнениях.

Можно сказать, что вся критика классических семейных системных расстановок по Хеллингеру сводится к недостаточному научному обоснованию метода, а вот критика новых семейных расстановок, «Науки Хеллингера» или «Школы Хеллингера» имеет гораздо большие масштабы.

В своей статье «Семейные расстановки – психотерапия или философия?» кандидат психологических наук и директор Института консультирования и системных решений Михаил Бурняшев пытается предупредить психологов, психотерапевтов и потенциальных пользователей данного метода о скрытых опасностях и «подводных камнях» расстановок по Хеллингеру.

Согласно Бурняшеву, изначально данный метод демонстрировал свою эффективность и помогал людям избавиться от множества проблем и изменить свою жизнь к лучшему. Бурняшев познакомился с системными расстановками, будучи опытным психотерапевтом, стал профессионалом в этой области и на собственной практике убедился в том, что семейные системные расстановки позволяют так глубоко проникнуть в бессознательное, как не может сделать ни один другой метод психотерапевтического воздействия, и действительно помочь человеку.

Однако переход Хеллингера от психологии к философии и создание им организаций «Школа Хеллингера» и «Наука Хеллингера» сделали его метод не только сомнительным, но и опасным. Бурняшев уверен в том, что концепция прикладной философии Хеллингера, в рамках которой Бог приравнивается к Духу и олицетворяет собой как Добро, так и Зло, способствует подмене понятий и умножению страданий общества: эта идея не просто оправдывает преступников, но и придает их деяниям высокое значение, поскольку в них вкладывается замысел Бога.

В рамках широких систем это способствует процветанию преступности, жестокости, насилия и безнаказанности, а в узких рамках семьи и конкретно расстановочной работе приводит к тому, что клиенты приходят к болезненным искажениям действительности, что способствует их ретравматизации, а не исцелению.

В границах новых системных расстановок от клиента требуется «принять» агрессора даже в том случае, если он не раскаялся в содеянном и уверен, что поступил или поступает правильно. Если клиент не принимает агрессора, его убеждают в том, что он не согласен с Божьей волей. Если же он принимает в себя разрушительную энергию, появляется угроза того, что он сам может стать ее заложником и превратиться в агрессора. В обоих случаях такие расстановки не просто не избавляют человека от его проблемы, но и добавляют другие проблемы в его жизнь, причем гораздо более серьезные. Кроме того, если придерживаться идеи о том, что все мы движимы Духом, а добрые и злые поступки равны, зачем тогда стремиться к достижению каких-либо благих целей и работать над собой?

Но этим скрытая угроза от философии новых системных расстановок не ограничивается. Фактически, концепция Хеллингера отрицает понятие свободы воли как таковое и заставляет человека поверить в то, что он является неким орудием в руках высшей силы. Если убедить человека в таком положении дел, им становится очень удобно манипулировать.

Кроме того, в своей статье Бурняшев поднял проблему, которую заключает в себе обучение расстановкам по Хеллингеру и практика данного метода современными психологами и психотерапевтами: большинство специалистов, практикующих его метод, не осознают, чем они занимаются на самом деле: многие из них не ведают, что проводят расстановки не согласно психотерапевтическому подходу, а опираясь именно на сомнительный философский подход Хеллингера, в результате чего их клиенты получают не действенную терапию, а лишь пустые обещания и потенциально опасное воздействие.

Таким образом, по мнению Бурняшева, Хеллингер-психотерапевт создал действительно эффективные методы психотерапевтической работы, которым можно доверять, а вот учения Хеллингера-философа могут быть не только неэффективны, но и опасны [М. Бурняшев, 2012].

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о расстановках по Хеллингеру:

  • Классические системные семейные расстановки являются психологическим методом, который, пусть и многократно демонстрировал свою эффективность на практике, но все же не имеет достаточного научного обоснования. Поэтому, если вы все же захотите попробовать расстановки по Хеллингеру, обязательно выбирайте для этого опытных психологов и психотерапевтов, имеющих достаточную квалификацию и использующих классические методы расстановок – так вы частично обезопасите себя от возможных негативных последствий данного метода.
  • Метод новых системных расстановок может нанести существенный вред вашему психическому и финансовому состоянию. Поэтому, если вы слышите или видите словосочетания «Движения Духа», а также «Наука или Школа Хеллингера», хорошо подумайте, нужен ли вам такой опыт. Даже если предположить, что Хеллингер достиг реального просветления и его учение о Духе действительно позволяет достичь истины, то далеко не все его последователи и представители его учения сделали это и стремятся к высоким целям: некоторые из них трактовали его философские идеи абсолютно неправильно, а другие и вовсе умело манипулируют ими в своих корыстных целях, дабы улучшить собственное финансовое состояние с помощью людей, легко подвергающихся влиянию.
  • Если вы хотите пройти обучение расстановкам по Хеллингеру, также обязательно обращайте внимание на то, какому из двух видов расстановок вы будете обучаться: только классические расстановки позволят вам оказывать помощь клиентам.
  • Проводить расстановки по Хеллингеру самостоятельно для самого себя смысла нет, поскольку суть данного метода заключается в наблюдении клиентом опыта взаимодействия, транслируемого с помощью заместителей, и в одиночку вы сделать этого не сможете.

В любом случае, пробовать метод расстановок по Хеллингеру или нет, – решать только вам.

 

 

Тема была редактированна 11 месяцев назад от archsoul

Поделиться:
Наверх